А еще у нас на сайте есть форум, где всегда можно пообщаться.

Как я не сходил на Шау-хох или скажем нет программе 2х5000.

Началось все где-то за полгода, после возвращения из недр Урала стала маячить поездка на Кавказ в большие горы. Об этом очень давно мечтал, читал взахлеб книги про приключения в горах и хотелось оказаться на месте тех, людей что были описаны в книгах. Потихоньку время проходило и становилось всё более понятно, да и в этот раз факторов, мешающих принять участие в поездке, нет.

Сначала хотели сделать амбициозную программу 2х5000 (Казбек и Эльбрус). Но Эльбрус с юга оказался закрыт. И в результате остановились на программе Казбек и Шау-хох. По времени 10 дней там: 7 дней планируем на Казбек и 3 дня на Шау-хох. Далее туда требуются пропуска в погранзону: созваниваемся с пограничниками во Владикавказе, передаем свои данные, договариваемся, что пропуска они отошлют на заставу в Кармадон. Перед выездом еще раз созванивались – погранцы сказали «все ок, пропуска готовы» – гуд.

По еде у нас было заложенно 20 питаний + перекус (сухофрукты, орехи ) Основная еда была Суп ( лапша быстрорастворимая + кириешки+ заправка для борща+ кубик галина бланки полкубика на порцию),пюре( растворимое) с колбасками, каши овсяные с фруктами по две каши на прием пищи (скороешка), гречка рис + колбаски, плюс чай и конфета. Всего вес еды на человека получился 4,5 кг на 10 дней, тоесть 450 грамм в день. В принципе нормально, хотя можно довести до 500 грамм.

По вещам брал с собой зимний пуховый спальник, пуховку, мембранные штаны + крутку, флис кофту, двое штанов термобелье, носки синтетика тонки две пары + шерстяные + термоностки влагоотводящие , обувь трекенги Kerrimor,тонкая пенка, две пары перчаток, балаклава, шапочка.

Снаряжение –обвязка, 6 карабинов алю, жумар,восьмерка, ледоруб, кошки. На группу было 50 метров 9-ки статики + 3 ледобура.

Состав группы определился где то за месяц до поездки – Джон Смит, Вред, Ском, я.

Палатки удалось взять поюзать горные, Вегу-2 (вес 2 кг ) + Ferrinno Blow Lite ( вес 3 кг).

И так 2 сентярбя, в пятницу, все дела улажены, в 22 часа собираемся недалеко от моего дома и в течении минут тридцати упаковываем 4-ре рюкзака и 4-х паралаьпинистов в наш пепелац.

Првожающие отпускают ехидные шуточки, но мы с ними договариваемся что где то через четыре дня нас скорее всего покажут по вестям и мы передадим им привет.

Стартанули до Кармадона доехали за чуть больше сутки, было два водителя ( Ском и Джон Смит).

В 4 часа утра идем на заставу, по домофону спрашиваем про наши пропуска.Через 5 минут приходит дежурный, таких пропусков нету, ждите 8 –ми утра и потом оформим пропуска.
Ночуем рядом с брошенным корпусом Кармадонского санатория, прям перед заставой.

С утра в течении 20 минут нам оформляют пропуск. Выясняем , что пропуск можно сделать у них и во Владикавказ звонить\ехать ненадо. Выходим на маршрут, до ванн планируем дойти до 2 часов дня ( там плавный набор с 1700 до 2300) и длительностью 7 км. В реальности до него дошлепываем в 18 00. Успеваем покупаться в родонвых источниках до темноты и поставить лагерь. Погода стоит пасмурная, облака в ущелье ,видимость метров 50 . По нашему темпу видно
на Шау мы непойдем, с Казбеком вообщем то вопрос, скорее всего просидим все 10 дней на контрофорсе, поэтому забросок по еде никаких неделаем берем всю еду с собой и тащим с собой на верх. На ваннах прячем вещи которые нам точно на горе непонадобяться.

День 2.
Утро встаем в 8 часов,выходим в 10. За этот день проходим морену ледника,подходим под контрофорс, видимости вообще нету.

Джон каким то чутьем угадывает нужный нам путь и вот мы на конторфосе.Начало его такое чуть стремное,выкат плохой, решаем вешать перила и здесь Джон уходит лидером, провесил веревку, дальше выкат уже нормальный. Медленно ползем в гору. Часа в 4-ре мы доходим до стоянок на 3100 (3050 по ГПС).

Ставим лагерь. Встает проблема с водой. На этой стоянке воды нету, но за соседним кулуаром бежит ручей. Начинаеться спец операция по добыче воды. Джон, Вред,я залазием на гребень, Серый спускаеться к ручью на верье ,мы его страхуем. Наполнили все емкости. Воды хватило на ужин и завтрок . Вечером начинаем борьбу с конденсатом на внутренней стенке палатки (в результате выработали оптимальное решение – не закрывать вообще входы + подгибать с боков юбку)

День 3.
В этот день мы дошли до стоянок на 3700. На 3500 ( у Креста) наполнили емкости водой и потом два часа набирали двести метров по склону. Выше 3500 уже лежал снег, передвижение в кошках.Да мы вышли из зоны облаков и перед нами наконец то открылось все ущелье и горы)

До этого момента было как то немного невесело,все было в молоке. На 3700 заползли гдето в 16 00, ставим лагерь.

Отдыхать. На утро выясняеться, у нас заболел Ском.Принимаем решение сделать дневку.Вред с Джоном уходят на 4200 на акклиматизационный выход . Меня подводит обувь и я остаюсь в лагере, отогреваю ноги в спальнике и рюкзаке.Где то часа через два-три начинаю слышаться звуки, наши друзья возвращаються, но звуки доносятся откуда-то слева (орографически). В голову начинают лезть отрицательные ментальные модели. Проходит еще чуть времени и загадка разрещаеться. Оказываеться мужики поднимались наверх по контрфорсу ( грусной тропе) а спустились на 500 метров низ за 30 минут по большому снежному кулуару. Принимаем решение завтра набрать 500 метров по этому кулуару, в три такта.В свободное время мужики из подручных средств сооружают шашки и рубяться в них.Здесь начинает ощущаться высота, любые десять шагов вызываю непривычную отдышку.Так же проводим занятия по самозадержанию на склоне ( склон 35-45 градусов, снежный).

На утро начинаем подъем. След в след .
Один тропит, остальные тока утаптывают ступени. И все равно наша скорость где то 100 метров в час. Джон уходит в отрыв и мы его до самого окончания невидим. Порой читаем его надписи « Осталось 10 метров» было очень приятно прочитать и похихикать, прибаляли сил они. Где то в два часа дня мы на плато 4200. Отсюда открывается шикарный вид Казбек, Майли–хох, Джимара, Шау-хох, пик Ожд Ветер присутствует, есть места под палатки с каменными стенками, но они занесены снегом. Копаем кастрюльками и ледорубами места под палатки.

На след утро назначен штурм. Встаем в два часа ночи.На улице ураганный ветер. Принимаем решение ждать солнца и смотреть динамику изменения погоды. С восходом солнца ветер неутихает. Выясняется что Скому не очень хорошо .В принципе в сложившей ситуации мы могли переждать непогоду, но у нас был в группе участник, который на этой высоте сам едва ли выздоровеет. И мы принимаем решение валить вниз. Собрали лагерь. Спуск проводим по колуару, далее по тропе, в конце контрофорса Серый делает три самосброса. В конце дня мы уже на ваннах 2400. На след день в обед мы в Кармадоне.

Скома отвозим в Пятигорск на поезд. А сами дуем на море) Осматриваем скалу Парус. Уникальное место кусок скалы остался не размыт и примыкает к берегу, размерами 20 метров длинна, 20 метров высота и метр ширина. Останавливаемся в дивноморском бору и устраиваем мега сушку вещей. Лагерь тогда забавно выглядел.
След полдня тупо валемся наморе и катаемся на волнах) Затем перемещаемся в село Пшада и начинаеться трекинг к Краснодарским столбам, через Новосадовое( заброшенное село,обслуживащее тюрьму). Путь туда представлет собой дорогу,пересекаемую речкой, которую надо переходить десятки раз.

Здесь еам встретились джиперы из мск, на трех машинах. Всего мы прошли 122 брода(туда и обратно). Но оно того стоило увидели два водопада – места какие то сказочные и посмотрели часть столбов. На пробитые маршруты сходил тока Джон. Да на пути туда видели джиперов из Мск на трех машинах. Затем путь обратно и едем уже в Утриш валяться на солнце. Палтку неставим.Лагерь представляет из себя – машина , рядом с ней с одного бока на расстоянии метр лежат три тела в спальниках , рядом горелка, кострюлька))

Затем дорога назад и вот мы дома.

Но нас ждут новые приключения!

P/S чуть фото есть здесь