А еще у нас на сайте есть форум, где всегда можно пообщаться.

Жигулевская кругосветка

ЖИГУЛЁВСКАЯ КРУГОСВЕТКА

(I кс ) Протяжённость водной части маршрута 200 км. Продолжительность -8-10 дней

Самый популярный маршрут туристов-водников Самарской области. От плотины Волжской ГЭС Волга течёт с 3 на В. После впадения Сока, Волга поворачивает от Жигулёвских ворот на Ю, а от Самары на З. Это водное кольцо, огибающее территорию Самарской Луки, у Переволок почти замыкается. С западной стороны Самарскую Луку омывают воды Усинского залива, отделённого от Волги с южной стороны перешейком шириной около 2 км. Этот путь, от Самары до Переволок, а затем по Усинскому заливу до Волжской ГЭС, и опять, по Волге до Самары и называется Жигулёвской кругосветкой. На всём протяжении маршрута туоисты плывут вниз по течению. Сплав возможен в течение всего лета, наиболее интересен и безопасен в июле - августе, когда температура воды колеблется в пределах 18-21 градуса. В это время созревают ягоды и орехи, воздух прогревается до 30 градусов и выше днём. К тому же в этот период меньше мошки, комаров, клещей. В истории этого маршрута были и скоростные прохождения, о которых сообщали Самарские газеты: в 1912 году на гребной шлюпке маршрут был пройден за 18 часов, а в 1913 за 17 часов!

Сплав по Жигулёвской кругосветке можно рекомендовать на байдарках, ялах, вёсельных лодках, оснащённых парусами.

Путешествие, как правило, начинают на правом берегу Волги, на пляже у пристани "Зелёная роща" на против городской пристани "0сипенко". Через протока шириной почти полкилометра туристы переправляются от пристани "Зеленая роща" на остров Туристский. Здесь на песчаном берегу острова проверяется снаряжение, состояние судов и спас средств. Приближённость начала маршрута к городу позволяет провести подготовительные работы за пол дня. Чтобы предохранить себя от солнечных ожогов и теплового удара, всем участникам  следует выходить на маршрут в лёгких хлопчатобумажных рубашках, желательно с длинными рукавами, в светлых головных уборах и иметь рабочие перчатки, особенно детям ,иначе при гребле можно набить мозоли и травмировать руки).Нельзя садиться в судно босиком- обязательны лёгкие спортивные тапочки или кеды, так как на всём маршруте правый берег каменистый и при причаливании возможны тяжёлые травмы ступней. Ширина Волги в районе пристани "Осипенко" почти 2 км, на маршруте будут и более широкие водные пространства, где нередки высокие волны. Поэтому каждый турист должен иметь индивидуальные спасательные средства - жилет, пояс или штормовку с надувными ёмкостями. Кроме того, байдарки должны быть снабжены надувными ёмкостями, обеспечивающими их непотопляемость в случае переворота, а снаряжение и продукты- убраны в непромокаемые мешки и привязаны к корпусу байдарки.

За последние 10 лет сложилась традиция начинать маршрут в первую  субботу июля. В 1985 году была проведена 10 фестивальная кругосветка, число участников которой в двух караванах превысило 300 человек. От острова Туристский вдоль песчаной косы его правого берега путешественники вскоре выйдут на волжские просторы. На левом берегу будут видны монумент славы и храм в честь победы в великой отечественной войне. Здесь туристам надо решить, как плыть дальше: по основному руслу Волги с множеством пассажирских и грузовых судов,  или взять правее к Рождественской протоке. Для парусных судов, управляемых опытными капитанами, волжский простор, пожалуй, предпочтительнее, байдарочникам же лучше воспользоваться более коротким и лёгким путём, который к тому же и безопасней, который проходит по рождественской протоке. Для парусных судов,  можно и не отделяться от маломерных, а идти вместе протокой. Протока начинается за пристанью "средний пляж". Хороший ориентир- постройки на острове Проран, остающемся слева: двухэтажные деревянные домики на берегу базы отдыха и охотничьи домики .Вскоре остров Проран заслонит весь левый берег Волги, и городские строения на некоторое время исчезнут из поля зрения туристов. В Рождественской протоке надо держаться середины или чуть ближе к правому берегу, чтобы иметь хороший обзор и возможность манёвра даже при сильном встречном ветре. Примерно в середине протоки, напротив пристани базы отдыха "Приво", возникает сильное завихрение водного потока, кажется, что Волга потекла вспять .Бурление воды вызывают вырывающиеся из-за острова Проран возникающие на глубине водяные вихри. Об этом следует предупредить участников похода, плывущих на байдарках. Нужно слажено и чётко грести, не снижая темпа, не раскачивая байдарку, не поднимая высоко вёсла, рулевому не допускать рыскания судна при сильном ветре. Для ялов эти водовороты не опасны, На правом берегу много сухих деревьев, стоящих в воде, встречаются топляки, нужно быть внимательнее. По Рождественской протоке туристы идут не более 1.5 часов, остров Проран остаётся позади, слева показывается остров Заволжский (Поджабныи).

Раньше в Поджабном затоне зимовали и ремонтировались волжские суда, а теперь здесь мощная протока: после сооружения Саратовской ГЭС уровень воды подняло я местами более чем на 5 метров. Правый берег Поджабного, обращённый к протоке, довольно высок(до 3-5)метров, есть узкие песчаные полосы, но обилие зелени на заливных лунах свидетельствует о том, что здесь много комаров. Короткий отдых можно устроить на правом берегу Волги, на обдуваемой террасе высотой примерно 1-3 м, на которой есть уютные полянки под пологом леса. Возможен здесь и ночлег: с дровами проблем нет, можно и порыбачить. Но на ночлег могут остановиться только маленькие группы, ограниченность пространства позволяет поставить не более 2-6 палаток. Группы более многочисленные обычно идут дальше. Покинув остров Туристский не позднее 14:00,можно без особых усилий дойти до Шелехметьевскои террасы.

Выйдя из Рождественской протоки, лучше плыть вдоль правого берега, где нет высоких волн и не мешает сильный ветер, всегда дующий за Поджабным. Здесь чувствуется могучее дыхание Волги- мощный водный поток занимает всё пространство впереди. Вдалеке слева видны танкеры, сухогрузы, теплоходы. Ближе к берегу как бы парят нар волнами парусные лодки и яхты. Там, у левого берега, после впадения в Волгу Самары, устье которой едва просматривается от сюда, последние строения города. У правого появляются торчащие из воды толстые деревянном сваи-остатки дамбы, предохранявшей от затопления село Шелехметь. Теперь в Шелехметьевской пойме создана целая система водных каналов и прудов, в которых разводят речную рыбу. В конце правобережной косы небольшая бухточка, где видны последние толстые брёвна бывшей дамбы диаметром до 1м,и вскоре справа показывается пристань Шелехметь. По правому берегу тянется ровная терраса с крупными деревьями, множеством сухих осокорей- исполинов. На Шелехметьевской террасе и на островах много отдыхающих. От пристани до с.Шелехметь через роскошные пойменные луга с множеством озёр, заболоченных участков идёт дорога.

Возле с.Шелехметь находиться гора Ош-Панда-Нерь, что в переводе с мордовского означает "город-гора-мыс". На горе сохранились остатки городища, которое археологи относят к эпохе раннего средневековья, когда на территории Самарской Луки были расположены многочисленные поселения именьковской культуры.

Гора Ош-Панда-Нерь входит в гряду Шелехметьевских гор( название условно. Опоясывающих пойму и являющихся продолжением Жигулей(в южной части Самарской Луки они называется “Винновскими горами”). Есть здесь и скальные обнажения, такие как Вислый Камень, грозно нависающий над Змеиным озером Высота гор не превышает 80-90 м над уровнем Волги. Место для ночлега лучше выбрать ниже пристани Шелехметь (примерно в 1.5 км).Есть тихие бухточки, где много сушняка, но много и комаров, от которых не спасает даже волжский свежий ветерок, обдувающий эти терррасы. Необходимые условие-соблюдение тишины, поскольку птицы устраивают здесь свои гнёзда в кустах, в траве, на деревьях. Самое спокойное место на этом участке находится справа, в зелёной пойме ограниченной вдали Винновскими горами. Волны тут возникают лишь от моторных лодок. Пойменная терраса подступает к воде прекрасными песчаными  пляжаии, на которых обязательно надо остановиться, так как дальше как только Винновские горы подойдут к самой воде, правый берег станет каменистым и неприветливым.

Дальше туристы сплавляется вдоль правого берега, слева остаются острова Быстренький, Утюг. Путь можно несколько сократить, если взять курс на гору Давыдову.Это самая высока точка Винновских гор, хорошо заметная из далека. Находится она между Гранным оврагом, устье его затоплено водой, здесь кончается пойма)и Винновскими оврагом, в устье которого расположено село Винновка.  Давыдова гора возвышаете я над Волгой на 120 м. Далеко разноситься аромат цветущих лип покрывающих склон. На горных уступах расположились базы отдыха заводов Самары и Новокуйбышевска. Постепенно склоны становятся круче, трудно доступнее. Теперь уже только на берегу видны стихийно возникающие палаточные городки, в основном любителей рыбной ловли. Неподалёку видны остатки каменной кладки и старая дорога, по которой вывозили гипс на алебастровый завод, работавший здесь до 60 годов. Это хороший ориентир от сюда до Винновки 4 км. В центре Винновки- остатки старинной церкви и несколько дворов с деревянными домами. Постройки ведутся в долине оврага в глубь Самарской Луки. Для покупки продуктов достаточно отправить всего один экипаж, так как причаливать очень неудобно- мель и каменистый берег. На расстоянии 1км от Винновки находится Весёлая поляна-место стоянки всех туристско- экскурсионных теплоходов. Здесь три больших причала, песчаный пляж, небольшой базар, где продаётся вяленая рыба, мёд, ягоды и разная снедь. Тут же и пристань "Винновка",к которой причаливают скоростные суда, идущие вниз до Сызрани, Балакова и вверх до Самары. В 2 км от пристани на плато расположено село Осиновка.

В районе Весёлой поляны надо быть особенно внимательным, так как здесь у причалов стоят иногда по 3 теплохода сразу, закрывая собой обзор. Иногда одно судно подходит к причалу, а другое в это время отчаливает. У самого последнего причала швартуются "метеоры", быстро набирающие скорость. Лучше держаться немного подальше от правого берега, не выходя при этом на линию основного хода транзитных судов. За последним причалом туристам следует подойти к берегу и идти вдоль него, чтобы не мешать интенсивному движению.

Примерно через 2 км от пристани "Винновка" туристы увидят на горе высоко большой крест,а пониже ещё один- над каменной часовней. Похоронен в ней герой русско-японской войны штабс-капитан А.Н. Люпов, командовавший 5-й батареей девятидюймовых мортир в Порт-Артуре. Родился он в Ставрополе в 1872  г., успешно занимался изобретательством. После войны решил поселиться возле с. Ермаково и заняться опытным сельским хозяйством. В уединении стал писать воспоминания о войне.В 1911 г. осенней ночью был убит грабителями. Его брат на месте погребения А.Н. Люпова поставил часовню и соорудил на горе большой металлический крест. Часовня имеет четыре башенки, увитые металлическими резными карнизами. В устье р.Безенчук, ставшей теперь широким волжским заливом, расположено село Екатериновка, а в 6 км от Екатериновки, другое село- Владимировка. Справа, за широким оврагом, видна гора Лбище, у подножия которой находится- пристань.К этой горе и надо держать дальше курс. Примерно в 1 км от часовни расположено село Ермаково, некогда большое рыболовецкое хозяйство. К берегу Волги выходит устье Аскульского оврага, по левому склону которого расположились дачи жителей Тольятти. Видны насосная станция, летние домики и много лодок в устье ручья,ставшего теперь довольно широким. Весь залив Аскульского оврага тенистый и неудобный для причаливании. С правого склона оврага крутым гладким холмом нависает над Волгой гора Лбище высотой около 45 м. У подножья горы- пристань "Лбище". Около неё множество мостков, в каменистых откосах многочисленные гроты, где рыбаки прячутся от непогоды. Довольно часто на этом участке маршрута разыгрываются сильные ветра, налетающие внезапно. В такое время очень опасно подходить к правому берегу, так как он обрывист и каменист. На левой же стороне есть удобные песчаные острова с тихими бухточками, где можно порыбачить. Но пересекать фарватер на байдарках надо очень организованно, кучно и только в тихую погоду. На ялах можно доплыть до большого острова, расположенного в середине русла Волги-туристы называют его Башмак и остановиться на ночлег. Если поход продолжается вдоль правого берега, то надо держаться за красными буями. В 20 км от Лбища находится пристань "Мордово" и одноимённое село. Небольшие группы могут выбрать здесь место для ночлега, так как берег понижается и появляются песчаные участки. Большому туристскому каравану лучше устраиваться на ночлег на одном из островов. Следует помнить что русло Волги на этом участке разделяется группой Васильевских островов, которые тянутся почти на 30 км. Здесь сильное свальное течение особенно вблизи Екатериновки и Владимировки. Туристский маршрут пролегает правее Васильевских островов, на которых установлен режим заказника. В жаркую погоду можно сделать остановку на одном из островов справа, где прекрасное купание, много дров, прекрасные пляжи. Около пристани "Брусяны" правый берег снова поднимается, по нему вьётся дорога, угадываемая по облакам пыли. Название села происходит от древнего промысла. В овраге Сухая Брусяна и в его окрестностях крестьяне ломали точильные камни и занимались производством брусков." Примерно через полчаса туристы увидят на берегу лодки. Широкая грунтовая дорога с глинистыми краями идёт от воды к небольшим домикам и дачам. Это село Малая Рязань. На берегу видны высокие деревья, мостки для рыбаков, выступающие далеко в воду. Близко к ним подходить рискованно: на столбах проволочные концы, которые могут проколоть байдарку. Ниже Малой Рязани примерно метрах в 300, находится- Попов овраг, где расположена знаменитая пещера Степана разина. Сейчас вход в неё завален и с Волги практически не виден, тем более, что весь овраг зарос кустарником, крапивой и ежевикой.  Примерно посередине, между Мордово и Брусяны, на Волге, иногда, чаше в начале лета или весной, в жаркую погоду, можно наблюдать интересное явление- миражи. От берега неожиданно накатывается огромная волна. С лодки кажется, что она всё сметёт на своём пути. Но проходит 2-3 минуты и на водной глади воцаряется полный покой. От Малой Рязани до Переволок около 1.5 часов хода на байдарках. На правом берегу выветренные причудливые скалы, огромные белые камни лежат на берегу и в воде. Ближе к Переволокам в скалах появляются гроты и пещеры, грозно нависают над водой каменные глыбы  с одинокими мощными деревьями на вершине. Некоторые из гротов приспособлены для складов рыбацкого инвентаря.

Вскоре горы расступаются и перед глазами справа открывается дачный посёлок-весь берег застроен 2-х этажными катеджами. На этом участке не редки шквальные порывы юго- западного ветра. На левом берегу острова Переволокского можно переночевать.

На следующее утро можно начать переправу судов через село Переволоки. С чистого, изумительно белого песка правого берега Усинского залива, туристы переправляются на левый и останавливаются там на ночлег. В Усинском заливе всегда гуляют волны, опасные для перегруженных байдарок.

На переход из Волги в Усу уходит целый день. От Переволок до впадения Усы в Волгу- 25 км. Идти в Усинском заливе надо ближе к левому берегу и пересекать его между горами: на левом берегу Грунина гора, на правом Усинский курган или гора Лепёшка. Недалеко находится залив Жигулёвская Труба, где есть пристань, к которой причаливают рейсовые суда из Тольятти. В ветреную погоду наибольшую опасность представляют обрывистые берега(скальные стенки правого берега)-возникает мощная отбойная волна. Поэтому нельзя близко подходить к правому берегу. Если времени достаточно, то можно порекомендовать ночёвку на левом берегу залива, на песчаной косе, вдающееся в Куйбышевское водохранилище. Здесь прекрасные пляжи, очень чистая вода. А на правом берегу вода в это время зарастает зеленью и купание там не доставляет удовольствия.

От Усинского кургана  до Молодецкого всего 3 км, но при сильном встречном ветре пройти это расстояние на байдарках непросто. Полкилометра приходится плыть вдоль отвесной стены. Короткие высокие волны перехлёстывают через борт, бросают лодку на стенку Усинского кургана. Здесь весной 1963 года при спасении своих товарищей в туристском походе погибли Юрий Захаров и его друзья. Их имена высечены на памятнике, установленном туристами Ставрополя ныне Тольятти).

Есть у подножия Усинского кургана небольшая бухточка- здесь всегда прячутся рыбаки.

После путь лежит через море, точнее по морю. От Молодепквто кургана на байдарках через море можно идти лишь в тихую безветренную погоду. Удалятся от правого берега не стоит, так как там есть бухточки, где можно сделать остановку. Довольно уютное пристанище в случае неожиданно налетевшего  шквала туристы найдут в 3 км от Молодецкого кургана в устье Овечкина оврага.

В 6 км от Молодецкого кургана находится Яблоневый овраг, образующий залив. С этого момента похода можно увидеть Комсомольский район Тольятти, речной и грузовой порты, элеватор. В устье Яблоневого оврага расположен одноимённый посёлок.8 залив заходят суда нефтеналивного Флота, поэтому надо внимательнее следить за судоходной обстановкой и не мешать движению транспортного Флота. На правом берегу гора с высокой ретрансляционной вышкой. У этого чёткого ориентира следует взять курс на другой берег моря. Туристы причаливают к земляной плотине, перекрывшей русло Волги шириной 1500 м. Бетонная водосливная плотина размещена в левобережной пойме Волги. В качестве отводящего канала строители использовали русло  р. Воложка шириной около 400 м. К левому берегу примыкают двухниточные шлюзы. Туриста переходят через плотину около 7-ой опоры(справа от неё стоит одноэтажное здание). Причаливать надо очень осторожно, на малой скорости. В шторм на эти бетонные плиты обрушиваются 3-х метровые громады морских волн. Байдарки быстро вытаскиваются на сушу, чтобы не порвать их корпус об острый с шероховатыми острыми камушками бетон. Переход через море, пожалуй самый опасный участок маршрута. Руководитель группы туристов должен объективно оценить силы и возможности участников похода, состояние судов и спас средств, а также узнать прогноз погоды. Его ежедневно сообщают по радио Самарский гидрометцентр. Безопаснее всего перевести байдарки на машинах из посёлка Яблоневый Овраг в старое русло Волги, в район пристани "Моркваши" или на плотину к остановке автобуса 10-я опора. По плотине проходит шоссе и железная дорога. Туристы спускаются по асфальтовой дороге к воде. Впереди слева, примерно в 150 метрах от водосливной трубы, видна пристань "Волжская ГЭС". Ночевать лучше на песчаной косе или на правой стороне острова Телячий, где есть дрова.

Переход через море для некрупных туристских судов не представляет большой сложности. Много времени уходит лишь на шлюзование. Выходят из шлюзов обычно ночью и встают на ночёвку на полуострове Капылова, справа. На острове много баз отдыха. Ниже плотины помогает хорошее течение, так что скорость движения достигает 6-7 км час. На правом берегу от пристани "Жигулёвск" начинается территория Жигулёвского государственного заповедника, о чём предупреждают многочисленные щиты и плакаты. К заповедной территории относятся и острова Серёдыш и Шалыга.  Их золотые пляжи с их пернатыми обитателями очень привлекательны для туристов, но здесь нельзя останавливаться- даже на небольшое время..

На байдарках лучше идти примерно посередине русла или намного ближе к правому берегу, чтобы не мешать жизни обитателей заповедника. Слева его островная территория. Протяжённость островов Шалыга и Серёдыш, соединённых между собой вдоль по течению составляет 7 км. Ниже этих заповедных островов везде можно причаливать- это любимые места отдыха туристов. Здесь длинные песчаные косы, много дров, порой встречается причудливые полу засохшие деревья. При купании надо соблюдать осторожность, и организовать подстраховку с берега, так как в районе островов возникают мощные течения и водовороты. Это объясняется тем, что после затопления Саратовского водохранилища процесс формирования русла ещё не закончен. Левый берег более низкий с широкими пойменными участками. Фёдоровские луга начинаются почти от самых шлюзов и тянутся до самых Мастрюковских озёр .Выше этой зелёной поймы видны облысевшие склоны коренного берега, где проводят тренировки Самарские дельтопланеристы, а зимой слаломисты. Чёткий ориентир- пристань “Солнечная Поляна” на правом берегу. От ГЭС до этой пристани 25 км по Волге. Рядом с пристанью, немного ниже по течению, находиться пос. Солнечная поляна. Здесь можно подкупить провианта. Правый берег за солнечной поляной занимают карьеры: их  белые террасы видны издали.

Ниже, в устье Ширяевского Оврага находится с. Ширяево. На левом берегу на против с.Ширяева- Царёв Курган, срезанная вершина которого видна с Волги. Туристы подходят к Жигулёвским воротам. Это  две горные гряды, сжимающие русло Волги. На правом берегу гора Серная, которая в легендах получила название Жигуля. На левом берегу- гора Тип-Тяв, названная Соколом. У Жигулёвских Ворот с левого берега в Волгу впадает р. Сок. Здесь всегда дует сильный ветев, который наполняет паруса туристских судов и несёт их к острову Зелёненький, на котором путешественники обычно встают на ночёвку. Сокольи горы тянутся вдоль левого берега, почти на 15 км постепенно понижаясь.

От впадения Сока начинается территория Самары. Видны посёлки Красноглинского района: Красная Глинка, Южный, Управленческий городок. Остров Зелёненький заканчивается немного ниже устья Коптева оврага. С золотой косы южной оконечности острова, на левом берегу в скалах виден треугольный вход в пещеру Братьев Греве (Граве).

Путь продолжается вдоль левого берега. Он представляет собой заросшие лесом холмы, обрывающиеся в воду 50 метровыми кручами.  Крайняя точка Сокольих гор- гора Лысая, в устье Студёного Оврага, из которого даже в летние жаркие дни тянет прохладой и свежестью. Через 4 км-пристань Поляна имени Фрунзе(Барбашина)Здесь можно закончить маршрут!

Для отхода от левого берега и причаливания к нему маломерного флота установлены 4 зоны пересечения Волги: в 250 м выше пол.Фрунзе, в 400 м ниже остановки "Завод Тарасова"(напротив острова Светлые Пески), в 200 метрах ниже грузовой переправы под спуском лейтенанта Шмидта и наконец последняя в устье р. Самара.

Теперь несколько слов для тех, кто собирается открыть для себя славный мир Жигулёвской Кругосветки.

Мы, в 2007, совершили её на надувной резиновой лодке. Это, наверное, самый медленный вариант, хотя простота переноски повышала нашу мобильность. Лучший вариант, на мой взгляд – байдарки. 2-х местные наиболее предпочтительны. В случае отсутствия транспорта их легче нести, чем 3-х местки. Они короче, а значит надёжнее при больших поперечных волнах, особенно на Усе и Жиг. Море. На ялах безопаснее, но больше проблем с перевозкой и шлюзованием. Плоты вообще нет смысла рассматривать, ибо на Волге они очень тяжело управляемы. Можно на вёсельных лодках. Тоже вариант, но опять же проблемы с перевозкой. Катамараны, как и надувные лодки медленны, но у кого есть – в добрый путь.

Наличие спас жилетов нужно считать обязательным!!!

Так как полноценное горячее питание можно получить лишь на длительных остановках, а это ночёвка и утро перед отплытием, то целесообразно запастись продуктами, не требующими длительной варки, чтобы употреблять их прямо в пути, либо на коротких остановках. Это:

  • Консервы (сгущёнка, тушёнка, рыбные, бобовые, готовые каши (Микоян))
  • Копчёные колбасы
  • Галеты, печенье
  • Шоколад, батончики, халва ( очень гигроскопична!)
  • Вермишель быстрого приготовления (не стоит злоупотреблять), пюре картофельное, мюсли, сухие каши не требующие варки.
  • Соки лучше газировки
  • Картошки лучше не брать много, только в суп
  • Лук, особенно пережаренный, хорошая приправа к любому блюду.
  • Чеснок идёт на ура, даже зелёный

пополнить запас продуктов можно в следующих пунктах:

  • Рождественно (всё дёшево, свежо и вкусно)
  • Пристань Шелехметь (небольшой буфет)
  • Винновка
  • Переволоки
  • Жигулёвск
  • Бахилова Поляна
  • Солнечная Поляна
  • Ширяево

Что касается дров, то при определённом усердии с ними проблем не будет на всём маршруте.

Питьевая вода. Не знаю как вы, но мы во всех наших походах и вылазках пользуемся тем, что есть под рукой, или лучше сказать под ногами. Река, озеро, ручей. Берём воду из них и до сих пор живы и здоровы. Не забывайте кипятить, хотя бы в течении 5 минут. Все бактерии и палочки Средней полосы России при этом уничтожаются. А примеси? За время путешествия смертельной концентрации вы не получите, уверяю вас. Да и вообще на состоянии здоровья это никак не отразиться. В крайнем случае немного изжога помучает, но это не беда. Так что не сходите с ума в поисках колонок, колодцев, водопровода или родников. Хотя, если таковые имеются, пользуйтесь ими, не запрещаем. А тащить с собой запас питьевой воды, что мы довольно часто наблюдаем, чуть ли не на весь поход, это, простите, чрезмерная забота о себе любимом.

Ночлеги.

Если иметь в виду правый берег.

  • От острова Зелёненький до острова проран и дальше до самой Шелехмети с местом для ночёвки проблем не будет, даже для группы в 15-20 человек.
  • От Шелехмети до Винновки подходящих мест практически нет. По крайней мере, для большого количества человек.
  • От Винновки до Лбища на берегу можно найти места для нескольких палаток, без особых удобств. Если подняться наверх, то можно расположиться хот табором, оставив дежурного у плавсредств на берегу.
  • От Лбища до Мордово, ночёвка возможна лишь на острове Мордово, для больших групп в западной части острова.
  • От Мордово до Малой Рязани лишь небольшие группы смогут комфортно выспаться.
  • Далее до Переволок ночевать негде практически.
  • У самых Переволок на острове Переволокский Песок.
  • На берегу Усинского залива везде хорошо, особенно на правом берегу.
  • От длинного мыса в устье оврага Местного до г. Лепёшка ночёвка совершенно невозможна на правой стороне. На левой лучше.
  • У подножия Молодецкого Кургана хорошая площадка для большого лагеря.
  • От Кургана до ГЭС можно ночевать в многочисленных бухточках в устьях оврагов и даже иногда на берегу (Овечкина терраса перед Яблоновым оврагом).
  • После ГЭС на полуострове Копылова, а ниже на всём левобережье. На правом можно заночевать у Ширяево, Крестовой и Гавриловой поляны и конечно на островах.

Опасные участки

Всегда следует соблюдать осторожность при переправе через Волгу. Волга река широкая и спокойна бывает редко. Скорость течения на форваторе может достигать 3 м/с. Большие корабли, еле видные на горизонте, уж очень скоро оказываются рядом, а тормозить ради вас капитан, скорее всего не будет. Вас могут попросту не заметить. Так что следует быть предельно внимательными. К тому же штиль, буквально за час может смениться неистовым штормом. А шторма на Волге могут быть просто устрашающими. Однажды мы чуть не потанули на теплоходе Москва, когда в 20:00 возвращались с Подгор. На первой палубе даже окна выбило волной. Бабки такой визг подняли, да и мы с отцом малость струхнули. Так что Волга не Дунай, с ней шутить не стоит.

В районе пристани Шелехметь, ниже по течению много топляков, остатков металлоконструкций. Смотрите в оба. У Лбища близко к берегу подходить не стоит. Здесь много огромных отколков, покоящихся в воде, которые непросто заметить.

От Мордово до Переволок всегда ветер.

На Усинском заливе и Жигулёвское море в ветреную погоду сильное волнение. Для больших судов не очень опасное, для малых наоборот.

От Лепёшки до большого оврага, сразу за Молодецким Курганом самый опасный участок: отвесные скалы, комбинированные волны, невозможность выбраться на берег. Не относитесь легкомысленно к этому, ибо цена вашей неосмотрительности может быть непомерно высока. Не даром берег и скалы буквально усеяны скорбными табличками. Нужно быть осторожными и у плотины. Весь остальной путь не вызывает нареканий.

Маршрут можно начинать в любом удобном для вас месте, впрочем, как и закончить. Что ж, на этом всё пожалуй. Попутного ветра и приятных впечатлений.

УДАЧИ    ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ!


Похожие статьи

SAPE links
Яндекс.Метрика